УРОК 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ



УРОК 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

 

Основы теории государства и права
Понятие и признаки государства. Теории происхождения государства.

1. Общество и государство.

В науке существует много определений и характеристик общества. Общество — совокупность людей, определённая организация их жизни, совместной деятельности (взаимодействия). Его сущность заключается в многообразии общественных отношений, в которых поддерживается определённый порядок. Первое в истории общество — первобытное (родовое), в нём появляется такое социальное явление, как власть — возможность подчинять своей воле поведение, деятельность других людей. Со временем родовая организация общества трансформируется в территориальную, а родовая власть — в государственную, среди социальных норм выделяются правовые. Государство в различные исторические периоды и в различных условиях выступает как организация управления обществом, как механизм властвования. Но вместе с изменением общества изменяется и государство как политическая форма его организации. Государство в той или иной мере может выражать интересы правящей верхушки, различных социальных групп (классов) или всего народа.

2. Понятие государства.

Государство — особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна — территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство — организация политической власти страны и общества.

3. Признаки государства.

Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

1) Территориальная организация населения — государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население — человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ — понятия не тождественные, народ — это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

2) Государственная власть — особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему — государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).

3) Государственный суверенитет — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.

4) Право — государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).

5) Сбор налогов — налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.

4. Основные теории происхождения государства.

Различные теории происхождения государства выдвигались различными исследователями, в различные исторические эпохи, в различных государствах, на них влияли особенности развития прежде всего их стран и регионов, философские и идеологические взгляды, некоторые теории созданы по аналогии с другими науками. На сегодняшний день существует более десятка теорий происхождения государства, все они в той или иной мере, а вместе взятые — достаточно полно отражают различные факторы возникновения государства.

1) Теологическая теория — одна из первых, возникших для объяснения происхождения государства, наибольшее распространение получила в средние века. Ее представителями были многие религиозные деятели (самый известный из них — Фома Аквинский, 13 век), исповедовавшие самые различные религии. Согласно этой теории государство существует вечно, создано волей Бога, поэтому каждый должен подчиняться этой воле. Теологическая теория ненаучна, её нельзя научно обосновать.

2) Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и Древнем Риме, у её истоков стояли Платон и Аристотель. Согласно патриархальной теории люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи, а увеличение числа этих семей и их объединение приводит к образованию государства, при этом государственная власть происходит от отцовской власти. Проще говоря, государство представляет собой разросшуюся семью. Патриархальная теория обосновывает монархическую, зачастую абсолютную власть.

3) Договорная теория происхождения государства возникла ещё в Древней Греции, полное развитие она получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения — Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ж.Ж.Руссо, П.Гольбаха, А.Радищева. Сторонники договорной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, правда, они характеризовали его по-разному, от всеобщей свободы по Руссо до «войны всех против всех» по Гоббсу. Затем для обеспечения мира и благополучия люди заключают договор, которым отдают часть своих естественных прав государству и обязуются подчиняться государственной власти, а государство выражает общую волю и обязуется действовать в интересах общества и сохранять основные права человека. Однако общественный договор мыслился не как исторический факт, а как молчаливое признание. Теория носит демократический характер.

4) Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 — начале 20 века (авторы — К.Каутский, Л.Гумплович, Е.Дюринг), согласно теории насилия государство возникает в результате войны и завоевания одного племени другим (внешнее насилие), или в результате насилия одной части общества над другой (внутреннее насилие). Теория преувеличивает роль насилия и недооценивает социально-экономические и иные факторы.

5) Ирригационная теория выдвинута К.Виттфогелем в наше время, она основывается на исторических фактах. В Древнем Египте и некоторых других государствах с жарким климатом при переходе на оседлое земледелие возникла необходимость ирригационных работ, они были сложными и трудоёмкими, требовали умелой организации, её стали осуществлять специальные организаторы, которые впоследствии и образовали государственный аппарат. Теория является локальной и может объяснить процесс происхождения государства лишь в некоторых регионах.

6) Экономическая теория. Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.

7) Классовая (марксистская) теория создана К.Марксом и Ф.Энгельсом («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), поддерживалась и развивалась В.И.Лениным. Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход, она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом, за основу классовой теории взята экономическая теория. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса. Теория долгое время безраздельно господствовала в советской науке, однако она не может дать объяснение всем факторам возникновения государства, особенно на Востоке, где частная собственность на землю и средства производства не получили широкого распространения.

8) Современный материалистический подход (теория специализации). Согласно данной теории государство возникло как аппарат управления делами раннеземледельческой общины. По мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, разделения (специализации) труда стали выделяться люди, занимающиеся управлением, затем стали создаваться специальные органы управления. Одновременно шёл процесс социального расслоения (образования классов).

Федеративное государственное устройство

 

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета. К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент. В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Федеративная форма устройства государства может устанавливаться различными способами. В науке всего выделяются три существующих порядка образования подобных стран. Так, федеративное устройство может быть образовано в результате децентрализации государства, ранее бывшего унитарным, на основе специально принятой конституции. Кроме того, такая форма территориальной организации зачастую представляет собой объединение ранее независимых стран на основе договора. Также федеративное устройство может образовываться одновременно и на основе Конституции, и с созданием договоров, когда процессы децентрализации и объединения происходят одновременно.

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности.

Форма государственного устройства России прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население. Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

 

 

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ. Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства. К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

В России территориальная организация имеет свою специфику. Так, в тексте Конституции имеют место идеи как дуалистического, так и кооперативного федерализма. Первая модель устройства базируется на принципе невмешательства органов центра и субъектов в дела друг друга. Вторая же форма основывается на идее взаимодополнения этих органов. Однако в России скорее имеет место именно кооперативная модель территориальной организации.

 

 

Источники права. Его система

Основное место в системе источников права занимает закон. Основным законом являются Конституция Российской Федерации и конституции субъектов Федерации. К законам относятся кодифицированные законы — кодексы (своды законов), например Гражданский, Уголовный, Таможенный, Семейный и др. По некоторым отраслям права действуют Основы законодательства. Для регулирования ряда отношений принимаются отдельные законы (например. Закон о ветеранах). Законы принимаются Федеральным Собранием — законодательным органом.

Указы Президента РФ также имеют силу закона.
Субъекты РФ принимают законы в рамках своей юрисдикции.

Право законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу, которая их принимает (или отклоняет) большинством голосов и передает на рассмотрение Совета Федерации. Президент подписывает принятые законы.

Наряду с законами источниками права являются подзаконные акты, издаваемые Правительством РФ, другими органами управления, местной администрацией. Все подзаконные нормативно-правовые акты имеют свою иерархию по юридической силе: приказы министров, инструктивные письма и приказы должны соответствовать законам и другим правовым ак
там вышестоящих органов власти.

К источникам права относят нормы морали (нравственности) — сложившиеся в обществе правила поведения людей в соответствии с общепринятыми взглядами, общественным мнением. Не случайно в новейшем нашем законодательстве появилась обязанность возмещения морального вреда. Некоторые поступки могут прямо не противоречить закону, но не соответствовать требованиям норм морали. Например, аморальна неблагодарность, несправедливость.

Обычай представляет собой правила поведения, вошедшие в привычку в силу их многократного применения.

Имеются национальные обычаи многих народов, обычаи в деловой практике предпринимательской деятельности, в мореходной области учитываются обычаи морских портов и др. В ст. 5 ГК РФ обычай рассматривается как норма, не противоречащая закону.

Нормы общественных организаций, содержащиеся в их уставах или положениях, являются источниками права.

В новейшей юридической литературе в качестве источника права рассматривается нормативный договор — соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правила, регулирующие взаимоотношения его участников, например Федеративный договор, заключенный между субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти. Устав ООН, международные конвенции по вопросам торговли, мореплавания и др.
В юридической литературе как источник права рассматривается обычный гражданско-правовой договор (контракт), регулирующий отношения его участников. Провозглашенная в Гражданском кодексе РФ свобода договора позволяет его участникам широко использовать договорные условия для регулирования содержания, порядка ис
полнения, ответственности и др.

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.
Система Российского права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.
Различаются следующие основные отрасли: государственное (конституционное), административное, финансовое, международное, земельное, лесное, горное, водное и другие отрасли природоохранительного права; гражданское, трудовое, семейное, аграрное; отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций: уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора, арбитражное процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право, исправительно-трудовое право.

Юридические факты

События

События — явления реальной действительности, которые происходят независимо от воли человека. Например, такое событие, как землетрясение, является юридическим фактом, порождающим право лица, застраховавшего жилой дом, на получение страхового возмещения (компенсацию ущерба) в случае, если вследствие землетрясения произошло разрушение дома. Такое событие, как смерть человека, может породить многочисленные правовые последствия — прекращение обязательств, в которых участвовал умерший гражданин, правоотношения по наследованию имущества и др.
События подразделяются
на абсолютные и относительные. Абсолютные события — такие явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов. К их числу относятся стихийные бедствия (например, землетрясения, наводнения и т.п.) и другие природные явления (например, образование разломов и обвалов).

Относительные события — такие явления, которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли. Так, смерть убитого есть относительное событие, ибо само событие (смерть) возникло в результате волевых действий убийцы, но одновременно это событие (смерть) явилось следствием патологических изменений в организме потерпевшего, уже не зависящих от воли убийцы. Разграничение событий на абсолютные и относительные имеет большое значение.

Когда причиной возникновения гражданско-правовых последствий выступает относительное событие, всегда требует решения вопрос о том, находятся ли наступившие последствия в причинно-следственной связи с действием человека.
Близки к относительным событиям такие юридические факты, как сроки. Сроки по происхождению зависят от воли субъектов или воли законодателя, но течение сроков подчинено объективным законам течения времени (
см. подробнее гл. 17 настоящего учебника). Сроки играют самостоятельную, самобытную и многогранную роль в механизме гражданско-правового регулирования общественных отношений. В одних случаях наступление или истечение срока автоматически порождает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности (например, авторское право наследников прекращается из одного факта истечения 70 лет со дня смерти автора). В других наступление или истечение срока порождает гражданско-правовые последствия в совокупности с определенным поведением субъектов. Так, просрочка исполнения обязательства может служить основанием возложения ответственности при наличии виновных действий должника или кредитора. Истечение срока приобретательной давности может породить у субъекта право собственности на чужую вещь только при условии добросовестного, открытого и непрерывного владения ею как своей.

Действия

Действия — это юридические факты, зависящие от воли субъектов правоотношения. К ним относятся любые сделки, договоры, которые для того и заключаются, чтобы вызывать определенные юридические последствия. Например, заключение договора аренды какого-либо помещения — это юридический факт-действие, вызывающий к жизни имущественное (гражданское) правоотношение между сторонами: арендатором и арендодателем.

Действия в свою очередь делятся на правомерные — соответствующие требованиям правовых норм, и неправомерные, их называют также противоправными. Это такие действия, которые противоречат требованиям правовых норм. При этом либо не исполняется юридическая обязанность (например, неуплата налога), либо не соблюдается правовой запрет (например, совершается кража). Неправомерные действия являются правонарушениями.

Categories: Без рубрики | Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

x Close

Like Us On Facebook